Павел 1

Загрузка ...

Внутренняя политика Павла I

ПЛАН

- Определить факторы, повлиявшие на формирование характера и

взглядов будущего императора Павла I;

- Проследить основные направления внутренней политики Павла I;

воспитательные:

- Продолжить формирование ценностного отношения к окружающему

миру;

- Способствовать воспитанию уважительного отношения к прошлому

своей страны.

Планируемые результаты

Способность переводить информацию из одной знаковой системы в

другую

Развитие анализа, синтеза, элементов критического мышления.

Ход урока.

1 Организация начала урока.

Проверка наличия и готовности учащихся к уроку.

1.1Сообщение темы и целей урока.

Сегодня мы с вами изучим личность Павла I, его основные реформы, будем работать

с текстом в учебнике, отвечать на поставленные вопросы, проводить сравнение,

продолжим прививать любовь к истории.

2 Актуализация знаний по теме.

Прежде чем перейти к правлению Павла I, давайте вспомним, кто его родители?

- Екатерина II и Пётр III.

- Чем нам известен Пётр III?

- Что вам известно о Екатерине II?

- Почему политику Екатерины Второй, называют «просвещённым абсолютизмом»?

- Вспомните основные реформы Екатерины II?

3 Изучение нового материала.

3.1 Романтический император.

В ноябре 1796 г. после смерти Екатерины II на российский престол взошел император

Павел I. Началось короткое, но чрезвычайно важное и насыщенное событиями

царствование одной из самых загадочных и противоречивых фигур русской истории.

В исторических исследованиях нет единства в оценке личности Павла I. А.С. Пушкин

назвал Павла I “романтическим императором”, А.И.Герцен – “коронованным

Гамлетом”. Современники отмечали его высокие душевные качества и называли его

тираном, неуравновешенным деспотом на троне. Ходили легенды о том, как он
ссылал в Сибирь целыми полками, а солдаты любили его, и герой Отечественной
войны генерал А. П. Ермолов утверждал, что "у покойного императора были великие
черты, и исторический его характер еще не определен у нас". В настоящее время к
правлению Павла возрос большой интерес. Обращаясь к событиям давно минувших
дней, исследователи пытаются найти ответы на вопросы современности. Деспотизм и
демократия, благо государства и благо личности, ответственность правителей перед
народом, диктатура закона и диктатура сердца - эти проблемы столь же злободневны
сейчас, как и двести лет назад. Может быть, поэтому именно в конце XX века столь
пристальное внимание привлекают события конца XVIII столетия - царствование
Павла I. В 21 веке снят фильм “ Бедный, бедный Павел!”, где главную роль играет
наш земляк В.И.Сухоруков (родился в г. Орехово-Зуево). Новейшие исследования
позволяют предположить, что Павел как личность намного глубже, чем принято
считать.
Задание на урок: “Каким же был на самом деле Павел ?? Дать оценку его
правлению”.
3.2 Сообщение учащейся.
3.3 Реформы Павла I с. 58
1 Изменение порядка престолонаследия.
Мы знаем, что Пётр I в 1722 году принял «Устав», по которому сам мог назначить
преемника, это было тогда актуально, так как не было реального наследника. Павел
считал, если был бы принцип первородства, не было бы в России дворцовых
переворотов.
В 1787 году Павел составил проект закона об изменении порядка престолонаследия,
в его основу положен принцип первородства. Теперь права на престол должны были
принадлежать не тому, кого назначит правящий монарх, а только представителям
царствующей династии мужского пола по нисходящей линии.
Спустя ровно 10 лет, в день своей коронации 5 апреля 1797 года этот закон был
принят и просуществовал вплоть до падения монархии.
3.4 Реформа армии с. 59
Были разработаны новые уставы, вводилась новая форма одежды, впервые была
шинель, ужесточалась воинская дисциплина. Опале и гонениям подвергались многие
фельдмаршалы и генералы.
«В России велик лишь тот, с кем я говорю, и до тех пор, пока я с ним говорю» -
говорил Павел I.
Был введён запрет на жестокое обращение офицеров с солдатами.
3.5 Усиление бюрократизма.
С. 60 Найдите черты разрастающегося бюрократизма.
Бюрократизм — чрезмерное усложнение канцелярских процедур, приводящее к
большим затратам времени.
3.6 Полицейский произвол
- наведение порядка генералом-губернатором Николаем Архаровым, подручных
генерала звали архаровцы.
3.7 Крестьянский вопрос
Были отменены правила, запрещавшие крестьянам жаловаться на своих хозяев.
Теперь царь назначал приемные дни и поставил возле дворца специальный ящик для
челобитных, который открывал собственноручно. Были запрещены телесные
наказания лиц, достигших 70-летнего возраста. Каждый государственный крестьянин
получил надел в 15 десятин (десятина земли равна была в переводе на наши
единицы измерения 1,09 гектара)
В интересах крестьян царь ограничил барщину тремя днями в неделю. Был введен
запрет на продажу дворовых людей и крестьян без земли. За жестокое обращение с
крестьянами царь приказал ссылать в монастырь виновных.
3.8 «Разжалованная грамота» дворянству
Ограничение дворянских прав и привилегий. Был запрещён свободный переход из
армейской службы в гражданскую без специального разрешения Сената. Дворяне
были обложены налогами на содержание местной администрации. Дарованное
Екатериной право любому дворянину обращаться с просьбами и жалобами к самому
монарху было отменено. Возобновилось наказание палками дворян.
Дайте свою оценку внутренней политике Павла I (высказывания учащихся)
Итоги: Внутренняя политика Павла I, как и сама личность, были полны противоречий.
Главным из них было то, что желая взойти на престол реформатором и навести
порядок в стране, он оставил о себе память как о правителе – деспоте.
Домашнее задание. §29