Наши услуги
Конспект урока Правление Екатерины Великой
Цель урока:
1 Определить характер внутренней политики Екатерины II;
2 Раскрыть значение проводимых Екатериной II преобразований.
3 Закрепить и углубить исторические знания учащихся по истории России во второй половине XVIII
века.
Задачи:
Образовательная:
1 определить цели внутренней политики;
2 раскрыть значение понятия «просвещенный абсолютизм»;
3 изучить содержание преобразований Екатерины II.
Развивающая:
1 способствовать развитию навыков работы с учебником, документами, таблицами;
2 формулировать и аргументировано доказывать свою собственную точку зрения;
3 способствовать развитию навыков самостоятельной, творческой и поисковой работы
индивидуально и в группе;
4 способствовать развитию исторического мышления, умений сопоставлять, сравнивать, обобщать и
делать выводы.
Воспитательная:
1 способствовать формированию личностного отношения к событиям истории России и
деятельности исторической личности;
2 продолжить формирование патриотизма, гордости за свою Родину.
1.ОРГ. МОМЕНТ
Учитель: Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас
2.АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
- Давайте вспомним, какую главу вы уже изучили? ( Дворцовые перевороты)
- Назовите дату этой эпохи? ( 1725-1762 гг.)
- Предлагаю вам вспомнить события данной эпохи. Вы видите портреты правителей, подберите даты
правления, развешенные на карточках в классе. Затем у каждого на столах лежат карточки со
словами, относящиеся к данной эпохе. Определите то, что относится к правителям и поднимите
карточки.
Слова к кластеру.
Екатерина I ( 1725-1727)
- Создание Верховного Тайного совета
- Влияние А.Д. Меньшикова
- Завещание о престоле «тестамент»
- Открытие Академии наук и художеств
- Жена Петра I
Пётр II ( 1727-1730)
- Ссылка Меньшикова в г. Берёзов
- Перенос столицы из Санкт-Петербурга в Москву
- Влияние Долгоруких
- Оспа
- Несостоявшаяся свадьба
Анна Иоанновна ( 1730-1740)
- «Бироновщина»
- Курляндия
- Кабинет министров
-Кондиции
-Измайловский гвардейский полк
Иван Антонович (1740-1741)
- Анна Леопольдовна
-Регент
-Ссылка Бирона
-Шлиссельбургская тюрьма
-Убийство в 23 года
Елизавета Петровна (1741-1761)
- Семилетняя война
- Московский университет 1755 г.
-Братья Шуваловы
-Конференция при Высочайшем дворе
- Русско-шведская война
Пётр III ( 1761-1762)
- Немецкая принцесса София Фредерика Августа
-Манифест о вольности дворянской
-Фридрих II
-Союз с Пруссией
- Убит в пьяной драке
3.МОТИВАЦИЯ
Учитель:
-Посмотрите на портрет императрицы. Вы можете назвать её имя? (Екатерина II).
- А с какой целью Екатерина II совершала путешествие по российским губерниям? ( с целью
ознакомления разных сторон жизни российской глубинки, чтобы проводить внутреннюю политику)
Сегодня мы проводим урок, который связан с эпохой, наступившей после Дворцовых переворотов.
Как она называется? (Эпоха Екатерины II.) Вам предстоит изучить материал по данной теме.
Определите тему урока. Тема урока: «Внутренняя политика Екатерины II».
- Запишите дату и тему урока в тетради. Записывают дату и тему урока
4.ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ
Определите цели урока, используя алгоритм определения целей урока.
Сегодня на уроке мы сможем:
- узнать: что такое «Просвещённый абсолютизм», Уложенная комиссия, секуляризация,
кодификация, реформы в России Екатерины II .
- понять: все новые термины, содержание реформ Екатерины II, их влияние на общество.
- усвоить: материал урока.
- умения: работа с текстом, наглядностью, династической схемой «Династия Романовых»,
дополнительными рубриками, со словарём, схемой, создание опорного конспекта.
Работать будем по этому плану:
1 Екатерина II – правительница России.
2 «Просвещённый абсолютизм».
3 Уложенная комиссия.
4 Реформы Екатерины II.
5 Итоги урока.
6 Домашнее задание.
По ходу урока вам предстоим сделать опорный конспект из элементов, которые находятся у вас на
столах.
5.ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ.
1вопрос. Екатерина II– правительница России.
Возьмите схему «Династия Романовых». Найдите имя правительницы России, внутреннюю политику
которой мы сегодня будем изучать.
- Скажите при каких обстоятельствах Екатерина II стала императрицей? ( Во время дворцового
переворота 1762 г., когда в пьяной драке её муж Пётр III был убит графом Орловым, фаворитом
Екатерины II .)
- Назовите годы правления императрицы. ( 1762-1796)
- Сколько лет она правила? ( 34 года)
Сейчас мы послушаем сообщение о Екатерине II.
Сообщение учащегося.
История Екатерины II похожа на сказку про Золушку, бедную немецкую принцессу Софью Августу
Фредерику Ангальт-Цербстскую, приняв православие, получила новое имя – Екатерина Алексеевна.
В 1744 году стала женой наследника российского престола в 15 лет, а затем российской
императрицей. Вместо беззаботной жизни её ждал многолетний труд. Она выучила русский язык,
много читала (не романы, а книги по истории, юриспруденции, политике). Стала одной из самой
образованной женщиной эпохи, завоевала популярность у поданных. Она издавала журнал «Всякая
всячина», сочиняла законы, пьесы, собирала коллекции картин, книги, переписывалась в
французскими просветителями, написала мемуары, 4-томник по истории. Вставала в 6-7 часов
утра, работала с бумагами, на туалет тратила не более часа, затем были выходы, приёмы, обед,
чтение документов до 18 часов, потом можно было погулять, сыграть в карты, сходить в театр,
в 22 часа ложилась спать.
- Ребята, найдите в тексте те качества, которые характеризуют психологический портрет Екатерины
II (воля, терпение, гибкость ума, чувство меры в действиях, умела выбирать и привлекать на службу
лично неприятных людей, но умных и способных, щедро их награждала, хладнокровие сочеталось с
честолюбием, фаворитам находила применение с пользой для государства: Григорий Орлов подавил
Чумной бунт в Москве в 1771 г., Григорий Потёмкин стал генерал-губернатором Новороссии,
президентом военной коллегии, патриотизм и обаяние сочетались с отсутствием угрызений совести,
к соперникам была беспощадна.)
2 вопрос . «Просвещённый абсолютизм» .
Учитель: Что означает этот термин? Найдите определение в рубрике «Запоминаем новые слова».
«Просвещенный абсолютизм» – государственная политика в XVIII веке, направленная на
преобразование наиболее устаревших сторон жизни общества.
- Какие? (упадок крестьянского хозяйства, мануфактурное производство развивалось медленно,
рынок рабочей свободной силы для развития промышленности отсутствовал, постоянно не хватало
денег в казне). Екатерина II, хорошо знавшая труды французских просветителей Вольтера, Дидро,
Руссо, Монтескье, Аламбера, пыталась воплотить в жизнь их некоторые идеи
политики «Просвещенного абсолютизма». Такое общее направление внутренней политики было
характерно для ряда европейских монархий: Дании, Австрии, Пруссии, Испании. Главными
мероприятиями в рамках «просвещенного абсолютизма» были реформы Екатерины II, с которыми
мы познакомимся после физминутки.
3 вопрос . Уложенная комиссия .
Екатерина II имела свое видение политики «Просвещенного абсолютизма», которое изложила в
«Наказе» Уложенной комиссии.
Учитель: Что означает этот термин? Найдите определение в рубрике «Запоминаем новые слова».
Уложенная комиссия (1767-1769) – временный коллегиальный орган в истории
России XVIII в., созываемый для кодификации законов, вступивших в силу после Соборного
уложения 1649 г.
Императрица считала, что в России организация общества может быть связана с неограниченной
властью «просвещенного монарха», «философа на троне», который разработает идеальную систему
законов. Помощь «просвещенному монарху» в управлении государством должны оказывать дворяне.
Колесо истории задаёт нам вопросы. Давайте ответим на некоторые из них при помощи викторины «
Колесо истории». Ответы найдёте в учебнике п.2 с.10-11
1? Кто участвовал в Уложенной комиссии? ( 564 представителя российского общества – 223
дворянина, 192 выборных от городов, депутаты от казаков и народов Поволжья, Приуралья, Сибири.
Интересы помещичьих крестьян представляли господа, черносошным крестьянам отведено 20 мест).
2? Что говорилось в «Наказе», составленной Екатериной II , с которым познакомили собравшихся?
3? Почему не удалось создать свод новых законов?
4 вопрос. Реформы Екатерины II.
Внутреннюю политику Екатерины II характеризуют многочисленные реформы.
У вас лежат листочки с этими реформами. Приклейте их в тетради.
1763г.- Реформа Сената.
1764 г.- Секуляризация церковных земель.
1775 г.-Губернская реформа.
1782 г.-Полицейская реформа.
1785 г.- Жалованная грамота дворянству.
1785 г. - Жалованная грамота городам.
1786 г.- Школьная реформа.
А сейчас давайте найдём содержание этих реформ в тексте учебника
Какой вывод вы можете сделать по теме урока?
Вывод: Таким образом, чтобы выглядеть достойно в глазах просвещённой Европы Екатерина II
писала Вольтеру, французском у мыслителю, что каждый крестьянин в её стране ест на обед курицу,
а по праздникам –индейку. Её политика была серьёзнее, чем простое лицемерие, так как её целью
было создание централизованной монархии с эффективной системой управления и законами,
определявшими права сословий. Реформы были нацелены на подъём промышленности и торговли,
развитие городов и просвещения – но при сохранении прежнего общественного устройства и
дворянских привилегий.
Царствование Екатерины II стало «золотым веком» российского дворянства, наделив его большими
почестями и привилегиями. За годы её правление дворянам было роздано более 50 млн га земли и
425 тыс. душ дворцовых и государственных крестьян.
Однако, «вольности» в конце царствования Екатерины стали выходит за рамки допустимого
государыней. Найдите факты этого утверждения (п.3, с. 13)
8 ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Сочинение «Почему эпоху Екатерины II называют «Золотым веком дворянства?»