урок средневековый город

Загрузка ...

Конспект урока истории "Средневековый город" (6 класс)

Цели урока: Образовательные: достижение познавательных результатов:

осуществление поиска необходимой информации из документальных источников,

формирование на основе фактов средневековой истории представлений о причинах роста

городов с XIв. и о возникновении товарно-денежных отношений, выявление условий для

осознания роли организованной борьбы горожан за свои права в средневековом

городе. Развивающие: развитие навыков работы с текстом и картой, навыков анализа и

систематизации информации, организация самостоятельной деятельности, развитие

критического и логического мышления. Воспитательные: формирование системы

знаний, умений, развития интеллекта, абстрактного мышления, памяти и характера;

формирование исторического мышления, через исследование процессов превращения

зависимых от феодалов городов в вольные и выделение взаимосвязи между успехами в

развитии хозяйства и бурным ростом городов.

Ход урока:

1 Организационный момент.

2 Постановка целей и задач урока. Вопрос: Что случилось с городами Западной

Римской Империи после Великого переселения народов? (Большая часть городов была

разрушена. Многие города так и не смогли восстановиться до прежних размеров.)

I. Возрождение и рост городов.

Работа с атласом на стр.5 – карта «Западная Европа в Xв.»: много ли городов было

в странах Европы в это время?  Городов очень мало (Париж во Франции, Прага в Чехии,

Кёльн и Регенсбург в Германии, Лондон в Англии, Венеция в Италии).

Рассмотрим карту атласа на стр. 6-7 – «Развитие ремесла, торговли и науки, рост

городов Европы (XI-XIV вв.)».  Как изменилась карта Европы? Учащиеся        отмечают

значительный рост городов.

Анализируя полученную информацию,  формулируем вопрос: Каковы причины

увеличения численности средневековых городов в Европе?

3 этап. Актуализация знаний, формулирование познавательных вопросов.

1. Почему же люди стремились жить в городе?

2. Чем так могли привлекать людей города?

Добро пожаловать в свободный средневековый город – Гамбург. Города в

средневековье были защищены мощными стенами, с бойницами и укрепленными

воротами. И выглядел как настоящая крепость. По-немецки - "бург", поэтому горожан

называли в Средние века бюргерами. Население обычно не превышало 5-6 тысяч человек,

а часто бывало и того меньше - 1-2 тысячи. Большими считались города в 40-50 тысяч

жителей. Лишь немногие города Западной Европы, такие как Лондон, Париж,

Константинополь насчитывали до 100-200 тысяч жителей. Улочки очень узкие.

В переулке стоят дома богатых людей, купцов, владельцев кораблей, банкиров.

Этих людей называли патрициями - или городской знатью.

- Где мы с вами уже встречали это понятие? Что оно обозначало?

Далее  ремесленные мастерские. Следом здание ратуши, фонтан и собор.

Ратуша - это здание городского совета. Ратушу венчала башня с городскими

часами и набатным колоколом. Его тревожный звон возвещал о бедствии: пожаре, начале

эпидемии, нападении врага. В здании размещается зал для заседаний, городская казна,

тюрьма и арсенал.

В средневековом улице нет мостовых и уличного освещения, водопровода и

канализации. Помои нередко выливали на улицу, на головы зазевавшихся прохожих.

Скапливающиеся груды мусора и нечистот выбрасывались в реки и рвы. Сточные канавы
и вывоз мусора появился только в 14 веке.
В дождливое время на улицах стояли огромные лужи. Одна легенда говорит, что в
одной из таких луж Парижа утонул всадник.
В правилах городского совета было предписано: ширина улиц должна быть такой,
чтобы осел, бредущий посередине, мог ухватить, мотая головой, по клоку травы с низких
боковых оград с каждой из сторон.
- Как вы думаете, чем было вызвано это предписание?
Власти пытались регулировать ширину улиц.
- Как обходили эти запреты хитрые горожане?
3 Закрепление.
- Назовите характерные черты средневекового города.
- Чем средневековые города отличались от современных?
4. Домашнее задание: рисунок средневековый город