урок средневековый город
Конспект урока истории "Средневековый город" (6 класс)
Цели урока: Образовательные: достижение познавательных результатов:
осуществление поиска необходимой информации из документальных источников,
формирование на основе фактов средневековой истории представлений о причинах роста
городов с XIв. и о возникновении товарно-денежных отношений, выявление условий для
осознания роли организованной борьбы горожан за свои права в средневековом
городе. Развивающие: развитие навыков работы с текстом и картой, навыков анализа и
систематизации информации, организация самостоятельной деятельности, развитие
критического и логического мышления. Воспитательные: формирование системы
знаний, умений, развития интеллекта, абстрактного мышления, памяти и характера;
формирование исторического мышления, через исследование процессов превращения
зависимых от феодалов городов в вольные и выделение взаимосвязи между успехами в
развитии хозяйства и бурным ростом городов.
Ход урока:
1 Организационный момент.
2 Постановка целей и задач урока. Вопрос: Что случилось с городами Западной
Римской Империи после Великого переселения народов? (Большая часть городов была
разрушена. Многие города так и не смогли восстановиться до прежних размеров.)
I. Возрождение и рост городов.
Работа с атласом на стр.5 – карта «Западная Европа в Xв.»: много ли городов было
в странах Европы в это время? Городов очень мало (Париж во Франции, Прага в Чехии,
Кёльн и Регенсбург в Германии, Лондон в Англии, Венеция в Италии).
Рассмотрим карту атласа на стр. 6-7 – «Развитие ремесла, торговли и науки, рост
городов Европы (XI-XIV вв.)». Как изменилась карта Европы? Учащиеся отмечают
значительный рост городов.
Анализируя полученную информацию, формулируем вопрос: Каковы причины
увеличения численности средневековых городов в Европе?
3 этап. Актуализация знаний, формулирование познавательных вопросов.
1. Почему же люди стремились жить в городе?
2. Чем так могли привлекать людей города?
Добро пожаловать в свободный средневековый город – Гамбург. Города в
средневековье были защищены мощными стенами, с бойницами и укрепленными
воротами. И выглядел как настоящая крепость. По-немецки - "бург", поэтому горожан
называли в Средние века бюргерами. Население обычно не превышало 5-6 тысяч человек,
а часто бывало и того меньше - 1-2 тысячи. Большими считались города в 40-50 тысяч
жителей. Лишь немногие города Западной Европы, такие как Лондон, Париж,
Константинополь насчитывали до 100-200 тысяч жителей. Улочки очень узкие.
В переулке стоят дома богатых людей, купцов, владельцев кораблей, банкиров.
Этих людей называли патрициями - или городской знатью.
- Где мы с вами уже встречали это понятие? Что оно обозначало?
Далее ремесленные мастерские. Следом здание ратуши, фонтан и собор.
Ратуша - это здание городского совета. Ратушу венчала башня с городскими
часами и набатным колоколом. Его тревожный звон возвещал о бедствии: пожаре, начале
эпидемии, нападении врага. В здании размещается зал для заседаний, городская казна,
тюрьма и арсенал.
В средневековом улице нет мостовых и уличного освещения, водопровода и
канализации. Помои нередко выливали на улицу, на головы зазевавшихся прохожих.
Скапливающиеся груды мусора и нечистот выбрасывались в реки и рвы. Сточные канавы
и вывоз мусора появился только в 14 веке.
В дождливое время на улицах стояли огромные лужи. Одна легенда говорит, что в
одной из таких луж Парижа утонул всадник.
В правилах городского совета было предписано: ширина улиц должна быть такой,
чтобы осел, бредущий посередине, мог ухватить, мотая головой, по клоку травы с низких
боковых оград с каждой из сторон.
- Как вы думаете, чем было вызвано это предписание?
Власти пытались регулировать ширину улиц.
- Как обходили эти запреты хитрые горожане?
3 Закрепление.
- Назовите характерные черты средневекового города.
- Чем средневековые города отличались от современных?
4. Домашнее задание: рисунок средневековый город